Поддержка клиентов 24/7 8 800 222 55 62 gl88002225562@ac-nn.ru
Описание изображения
Как подорожало топливо за год
По отчёту Росстата, доступному на сайте организации, средняя потребительская стоимость литра бензина в августе 2022 года составляла 50,71 рубля. Средняя цена за литр дизельного топлива — 54,68 рубля. В течение всего прошлого года цены на топливо в России почти не менялись — не было серьёзных колебаний на бирже, поэтому прайс-листы на заправках оставались стабильны до текущего лета.

Активно о подорожании топлива эксперты стали говорить в июне, зафиксировав сперва рост оптовых цен, а следом и розницы. Подорожание продолжилось в июле и августе. По последним данным Росстата на середину последнего месяца лета 2023 года, средняя потребительская цена литра бензина по стране составила 53,69 рубля. Розничная стоимость литра дизельного топлива — 58,90 рубля. Таким образом, ровно за год бензин в стране подорожал почти на три рубля, а стоимость дизельного топлива выросла на 4,22 рубля.

По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, цены на заправках зависят от множества факторов. В первую очередь, бензин на АЗС дорожает вслед за ростом оптовых цен. А последние увеличиваются по целому ряду макроэкономических показателей.

«Тут связано всё: и падение рубля относительно доллара, и высокий экспортный паритет, и желание нефтяных компаний заработать как можно больше, поэтому топливо уходит на экспорт как законными способами, так и незаконными», — объясняет Аркуша.

По словам эксперта, и курс рубля, резко просевший в первой половине августа, влияет на цены, но это не основной фактор. Помимо него, растут налоги в нефтяной отрасли, а также снижается демпфер, который раньше был тормозом для повышения оптовых цен.

«Увеличивается экспортная альтернатива по целому ряду причин, топливо уходит на чужие рынки. Снижаются объёмы производства, потому что в этом году у нас идут какие-то сумасшедшие ремонты на нефтезаводах. В прошлом году мы не поднимали цены на уровень инфляции, хотя все затраты выросли в полтора раза как минимум. Начиная с весны 2022 года имелись проблемы с экспортом, рынок был забит, оптовые цены держались на низком уровне, хотя инфляция была двузначная. И потребительская, и промышленная», — рассказал президент Российского топливного союза.

Цены на товары и услуги растут по всей стране, однако именно на ситуацию с бензином граждане обращают особое внимание, потому что ценники на АЗС находятся на глазах у всех, считает Аркуша. При этом эксперт опасается давать какие-то прогнозы по дальнейшему росту цен, потому что на топливном рынке в настоящее время наблюдается большая волатильность.

По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, российское правительство теряет механизмы регулирования топливного рынка, и сейчас, например, на уральских АЗС наблюдается серьёзный дефицит бензина. Причиной эксперт называет уже упомянутое сокращение выплат нефтяникам по топливному демпферу.

«Сегодня в регионах Урала и в ряде других субъектов РФ сохраняется дефицит — необходимое количество топлива не отгружается на АЗС. Такая проблемная ситуация наблюдается последние несколько месяцев. Она связана с ожидаемым сокращением на 50% бюджетных выплат нефтяным компаниям в рамках механизма топливного демпфера, который компенсирует часть разницы между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними», — поясняет Шапарин.

Согласно договорённостям между государством и нефтяниками, последние получают выплаты из бюджета, когда экспортные цены превышают установленную государством индикативную цену. А с сентября этого года и до конца 2026-го выплаты по демпферу сокращаются вдвое. Поэтому, по словам Шапарина, нефтяные компании ограничивают поставки топлива на внутренний рынок, из-за чего на АЗС возникает дефицит нефтепродуктов.

«Мы видим, что правительство РФ оказалось в непростой ситуации и безуспешно пытается создать рычаги влияния на рынке нефтепродуктов. В предыдущие годы власти могли контролировать нефтяников с помощью демпфера и сохранения жёсткой риторики — тогда цены на внутреннем рынке были более-менее комфортными, и топливо на него поставлялось стабильно. А сейчас правительство теряет механизмы регулирования топливного рынка. Не исключается и полная отмена этого демпферного механизма», — уверен эксперт.


На фоне общего роста цен изменение стоимости топлива не кажется столь уж критическим, полагает представитель Общественного народного фронта Пётр Шкуматов.

«Есть, конечно, у автомобилистов ряд вопросов по данной теме, но я бы не сказал, что они стоят остро сейчас. Да, люди видят, что цена на бензин растёт, однако цены вокруг растут на всё. Поэтому подъём стоимости бензина и солярки не кажется чем-то из ряда вон. В большинстве автомобилисты не разбираются в нюансах ценообразования бензина и связывают это только с общей картиной рынка», — предположил Шкуматов.

Экспертов возмущает позиция нефтяников, которые в погоне за прибылью перенаправляют потоки нефтепродуктов на экспорт, создавая дефицит и рост цен в стране. «В нынешней непростой ситуации с российским бюджетом это выглядит странно, поскольку нефтяников точно не назовёшь нищими», — поддерживает популярное мнение Антон Шапарин из НАС.

По мнению представителя автомобильного союза, государство всё ещё может повлиять на участников нефтяного рынка с помощью административных рычагов, заставив их обеспечить необходимые поставки топлива. В случае принятия жёстких мер можно ожидать насыщения рынка топлива и его стабильных поставок.

«Если таких мер не будет, тогда крайними останутся российские потребители — им придётся столкнуться либо с дефицитом топлива, либо со значительным ростом цен на него. Ни то, ни другое не может рассматриваться как норма», — резюмировал эксперт. Именно государство, по его мнению, должно в ближайшее время обеспечить стабилизацию цен на топливо.