Операция «Карусель»: как работает ноу-хау от инспекторов ГИБДД
Сотрудники ГИБДД из нескольких регионов рассказалио безотказной схеме, по которой они могут убедить автомобилиста снять с автомобиля тонировку. Сейчас лобовые и передние стекла автомобиля должны пропускать не менее 70% света. Штраф за такое нарушение, согласно ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП, составляет 500 рублей. Инспектор имеет право потребовать устранить нарушение на месте, однако водители зачастую не соглашаются в надежде отделаться штрафом. Тогда полицейские могут дополнительно выписать требование о прекращении противоправных действий, по которому водитель должен устранить нарушение — обычно на это дают 10 дней.
Если в течение года этого автомобилиста опять поймают сотрудники ГИБДД, водителя могут привлечь уже по более серьезной статье — за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Такие действия подпадают под определение ч. 1 ст. 19.3 КоАП — за это наказывают штрафом от 2 до 4 тыс. рублей либо административным арестом на срок до 15 суток. Однако зачастую водители игнорируют требование об удалении глухой тонировки и продолжают ездить с ней дальше в надежде, что инспектора не встретят. Против таких автомобилистов инспекторы запускают негласную операцию «Карусель», которую придумали сами.
«Мы останавливаем машину с тонировкой, измеряем, выявляем нарушение и спрашиваем, водителя, будет ли он снимать пленку, — анонимно рассказал один из инспекторов ГИБДД. — Водитель на это отвечает, что нет, ничего он не устранит. Мы пишем штраф 500 рублей, и он едет дальше».
После этого полицейские садятся в патрульный автомобиль, следуют за водителем и снова его останавливают через 200 — уже по новому адресу. «И мы снова говорим, мол, тонировочка у вас, уважаемый водитель. Тот возмущается, ведь он только что получил штраф. Но ведь штраф — это не проездной. Объясняем, что он опять выехал на дорогу с нарушением. Снова спрашиваем, будет ли снимать, тот отказывается. И мы выписываем еще штраф, абсолютно правомерный. Ведь это уже новый адрес, другое время, после чего водитель едет дальше. И через 200 метров опять повторяем. И так пока водитель не сдастся», — объяснил инспектор.
Быстрее сдаются спешащие по делам водители. «Остановили как-то водителя на затонированном Lexus LX 570, он попросил побыстрее оформить штраф, потому что ему нужно было ехать в аэропорт встречать своих партнеров из Москвы. Мы ему говорим: «Снимайте тонировку». Тот отказался и помчался дальше. Мы опять его остановили. Он просит его не задерживать. А мы предложили взять такси, если отклеить пленку у него не выходит. И вот такая была картина: стоял водитель и отдирал эту пленку, потому что ему нужно было доехать в аэропорт», — рассказал еще один знакомый со схемой инспектор.
По мнению сотрудников, такая схема работает лучше, требование с устранением нарушения в течение 10 дней. «Конечно, не все так делают, только принципиальные инспекторы, которые готовы потратить свое время», — поделился один из полицейских.
Между тем эксперты и юристы считают, что инспекторы преувеличивают, поскольку описанная в таких деталях схема имеет признаки превышения должностных полномочий. В частности, юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин по просьбе изучил судебную практику за недавнее время и подобных многокартно оформленных штрафов за тонировку не нашел.
«Если все же представить такую ситуацию в действительности, считаю, что действия инспекторов ГИБДД возможно обжаловать в прокуратуре, либо в суде, — считает Безделин. — На вынесенные постановления следует подать жалобу, указав в ней: что второе и последующие постановления незаконны и не имеют основания. Согласно ч.5 ст. 4.1 КоАП, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение».
Эксперт также обратил внимание на то, что на практике сотрудники полиции выписывают предписание и указывают конкретный срок устранения тонировки, так как технически не всегда возможно отклеить тонировку на месте.
В свою очередь юрист Московского профсоюза полиции Игорь Гришаков отметил, что предписания об устранении инспекторы могут и не выписывать. Однако более легальной это обстоятельство «Карусель» не делает. «Предписание выписывают не всегда, а могут просто выписать штраф. Но тем не менее, есть норма закона по которой нельзя наказывать за одно и тоже нарушение несколько раз. Один штраф выписали и автомобилист, допустим, поехал устранять нарушение. И доказать в суде будет несложно», — сказал юрист.
Он напомнил, что обычно водителю выдают предписание на устранение — 10 дней. «Это разумный срок, чтобы автомобилист все успел. Например, смог доехать до специализированного сервиса или разобрался с проблемой сам. Названная схема — это злоупотребление должностными полномочиями, но я о ней ничего не слышал. Или же инспекторы преувеличивают», — считает Гришаков.
Эксперт уточнил: наказывать за тонировку повторно можно только если у водителя есть на руках представление об устранении, прошло 10 дней, а пленка на месте. Ведь после получения представления водитель обязан привести транспортное средство в надлежащее состояние в указанный срок и предоставить его на осмотр в ГИБДД — в противном случае регистрацию транспорта могут прекратить.
Ранее сотрудники ГИБДД анонимно рассказали почему тонировка вызывает пристальное внимание инспекторов. Они объяснили это тем, что нарушение хорошо видно со стороны, что вызывает раздражение у окружающих.
«Едешь мимо и видишь, что машина затонирована в хлам. Так водитель демонстрирует, что пренебрегает принятыми в обществе нормами и требованиями государства. Ему наплевать, что это запрещено. Люди смотрят на это, их начинает это раздражать: «Как так, им можно, а мне нельзя». Они начинают жаловаться, наших начальников раздражает, почему вокруг ездят затонированные. А то, что у нас практически все меры воздействия забрали, никого не волнует. Раньше как было: снимали номера, и вся Россия быстро растонировалась. Штраф 250 рублей с учетом скидки никого не пугает», — объяснил полицейский.
Если в течение года этого автомобилиста опять поймают сотрудники ГИБДД, водителя могут привлечь уже по более серьезной статье — за невыполнение законного требования сотрудника полиции. Такие действия подпадают под определение ч. 1 ст. 19.3 КоАП — за это наказывают штрафом от 2 до 4 тыс. рублей либо административным арестом на срок до 15 суток. Однако зачастую водители игнорируют требование об удалении глухой тонировки и продолжают ездить с ней дальше в надежде, что инспектора не встретят. Против таких автомобилистов инспекторы запускают негласную операцию «Карусель», которую придумали сами.
«Мы останавливаем машину с тонировкой, измеряем, выявляем нарушение и спрашиваем, водителя, будет ли он снимать пленку, — анонимно рассказал один из инспекторов ГИБДД. — Водитель на это отвечает, что нет, ничего он не устранит. Мы пишем штраф 500 рублей, и он едет дальше».
После этого полицейские садятся в патрульный автомобиль, следуют за водителем и снова его останавливают через 200 — уже по новому адресу. «И мы снова говорим, мол, тонировочка у вас, уважаемый водитель. Тот возмущается, ведь он только что получил штраф. Но ведь штраф — это не проездной. Объясняем, что он опять выехал на дорогу с нарушением. Снова спрашиваем, будет ли снимать, тот отказывается. И мы выписываем еще штраф, абсолютно правомерный. Ведь это уже новый адрес, другое время, после чего водитель едет дальше. И через 200 метров опять повторяем. И так пока водитель не сдастся», — объяснил инспектор.
Быстрее сдаются спешащие по делам водители. «Остановили как-то водителя на затонированном Lexus LX 570, он попросил побыстрее оформить штраф, потому что ему нужно было ехать в аэропорт встречать своих партнеров из Москвы. Мы ему говорим: «Снимайте тонировку». Тот отказался и помчался дальше. Мы опять его остановили. Он просит его не задерживать. А мы предложили взять такси, если отклеить пленку у него не выходит. И вот такая была картина: стоял водитель и отдирал эту пленку, потому что ему нужно было доехать в аэропорт», — рассказал еще один знакомый со схемой инспектор.
По мнению сотрудников, такая схема работает лучше, требование с устранением нарушения в течение 10 дней. «Конечно, не все так делают, только принципиальные инспекторы, которые готовы потратить свое время», — поделился один из полицейских.
Между тем эксперты и юристы считают, что инспекторы преувеличивают, поскольку описанная в таких деталях схема имеет признаки превышения должностных полномочий. В частности, юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин по просьбе изучил судебную практику за недавнее время и подобных многокартно оформленных штрафов за тонировку не нашел.
«Если все же представить такую ситуацию в действительности, считаю, что действия инспекторов ГИБДД возможно обжаловать в прокуратуре, либо в суде, — считает Безделин. — На вынесенные постановления следует подать жалобу, указав в ней: что второе и последующие постановления незаконны и не имеют основания. Согласно ч.5 ст. 4.1 КоАП, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение».
Эксперт также обратил внимание на то, что на практике сотрудники полиции выписывают предписание и указывают конкретный срок устранения тонировки, так как технически не всегда возможно отклеить тонировку на месте.
В свою очередь юрист Московского профсоюза полиции Игорь Гришаков отметил, что предписания об устранении инспекторы могут и не выписывать. Однако более легальной это обстоятельство «Карусель» не делает. «Предписание выписывают не всегда, а могут просто выписать штраф. Но тем не менее, есть норма закона по которой нельзя наказывать за одно и тоже нарушение несколько раз. Один штраф выписали и автомобилист, допустим, поехал устранять нарушение. И доказать в суде будет несложно», — сказал юрист.
Он напомнил, что обычно водителю выдают предписание на устранение — 10 дней. «Это разумный срок, чтобы автомобилист все успел. Например, смог доехать до специализированного сервиса или разобрался с проблемой сам. Названная схема — это злоупотребление должностными полномочиями, но я о ней ничего не слышал. Или же инспекторы преувеличивают», — считает Гришаков.
Эксперт уточнил: наказывать за тонировку повторно можно только если у водителя есть на руках представление об устранении, прошло 10 дней, а пленка на месте. Ведь после получения представления водитель обязан привести транспортное средство в надлежащее состояние в указанный срок и предоставить его на осмотр в ГИБДД — в противном случае регистрацию транспорта могут прекратить.
Ранее сотрудники ГИБДД анонимно рассказали почему тонировка вызывает пристальное внимание инспекторов. Они объяснили это тем, что нарушение хорошо видно со стороны, что вызывает раздражение у окружающих.
«Едешь мимо и видишь, что машина затонирована в хлам. Так водитель демонстрирует, что пренебрегает принятыми в обществе нормами и требованиями государства. Ему наплевать, что это запрещено. Люди смотрят на это, их начинает это раздражать: «Как так, им можно, а мне нельзя». Они начинают жаловаться, наших начальников раздражает, почему вокруг ездят затонированные. А то, что у нас практически все меры воздействия забрали, никого не волнует. Раньше как было: снимали номера, и вся Россия быстро растонировалась. Штраф 250 рублей с учетом скидки никого не пугает», — объяснил полицейский.