Поддержка клиентов 24/7 8 800 222 55 62 gl88002225562@ac-nn.ru

Обмен штрафами между РФ и Белоруссией: закон подписан. Как это будет работать

Описание изображения
Как водители будут получать штрафы из двух стран
Российские и белорусские автомобилисты больше не смогут скрыться от наказаний за нарушение ПДД в соседней стране. Государства подписали Соглашение о взаимодействии, которое включает в себя обмен информацией об административных делах на автомобилистов, ещё летом. А 2 ноября Владимир Путин ратифицировал этот документ.

Российская и белорусская ГИБДД будут не только передавать друг другу по внутренним каналам данные о нарушителях, пойманных инспекторами, но и обмениваться штрафами с камер (но в этом случае есть несколько нюансов, о которых мы расскажем ниже). Наказывать водителей, нарушивших ПДД, будут по законам той страны, где был совершён проступок. Суммы штрафов также будут соответствовать месту нарушения.

Если, например, белорусский водитель будет не согласен со штрафом из России, ему придётся обжаловать постановление по российским законам и правилам. Схема работает и в обратном направлении. Оплачивать штраф нужно в валюте государства, вынесшего решение о наказании, по курсу на дату отправки исполнительного листа в страну проживания нарушителя.

Другими словами, за неправильную парковку в Белоруссии российский автомобилист заплатит в рублях через российский банк, но деньги конвертируются в белорусские рубли и они поступят в казну соседнего государства. Уведомить россиянина о нарушении должна будет ГИБДД РФ, которой коллеги вышлют все данные и исполнительный лист по административному делу. Запросы будут пересылать не позднее чем через шесть месяцев после окончания срока добровольной уплаты штрафа. Так что узнать о своём проступке нарушитель может и через полгода.

За серьёзные нарушения в соседней стране водителей могут лишить прав. То есть, если автомобилист остался без водительского удостоверения за встречную полосу или пьяную езду в России, информация об этом поступит к правоохранителям Белоруссии, которые оформят лишение на аналогичный срок.

Есть в Соглашении и исключения — это решения по деяниям, которые не являются наказуемыми в соответствии с законодательством страны проживания нарушителя. Другими словами, если в Белоруссии есть штраф за какой-то проступок, а в России такого штрафа нет, в исполнении постановления могут отказать. Скажем, в РФ нештрафуемый порог превышения скорости — 20 км/ч, а в Белоруссии — 10 км/ч.
Порядок вынесения штрафа в соседней стране
Подписанное президентом Соглашение между Россией и Белоруссией содержит в себе 17 статей. Документ предусматривает, что все административные материалы признаются действительными как в России, так и в Белоруссии, вне зависимости от места оформления, словно это внутренний документ государства. Так действие закона объяснил в беседе с Журналом Авто.ру ведущий юрисконсульт Европейской юридической службы Орест Мацала.

«Работать всё будет примерно следующим образом. Совершается нарушение жителем Белоруссии на территории России. ГИБДД РФ выносит постановление в отношении нарушителя и направляет его в Белоруссию. Белорусский орган безопасности дорожного движения пересылает вынесенное постановление нарушителю, где предлагается добровольно уплатить штраф. Если штраф добровольно не уплачивается, то его принудительно взыскивают по правилам того государства, в котором проживает нарушитель. Взысканные средства остаются в стране проживания нарушителя», — объясняет юрист.

После взыскания средств одно государство уведомляет другое, что наказание исполнено. Обжалование штрафов происходит по правилам того государства, где было совершено нарушение.

Как будут передавать штрафы с камер
Предполагается, что ГИБДД двух стран смогут обмениваться и постановлениями с дорожных камер. Но как именно будет происходить этот обмен, пока неясно, ведь базами собственников автомобилей страны не делятся. Вынести решение о штрафе сможет только страна проживания нарушителя на основании, например, переданной фотофиксации нарушения от коллег из соседнего государства.

Как пояснил в беседе с Журналом Авто.ру эксперт по камерам Григорий Шухман, в случае фиксации камерой белорусских машин в России единственное отличие для техники — формат номера, но такие знаки уже давно есть у производителей в базе распознаваемых элементов.

«Поэтому с точки зрения распознавания самих машин и нарушений проблема с белорусскими автомобилями остаётся та же, что и для российских машин, — вероятности ошибок камер. Например, ошибки распознавания госномера, а также фиксация событий, нарушениями не являющихся, и так далее. Например, когда владельцу машины приходит штраф за нарушение другой машины, с похожим номером», — пояснил Шухман.

Больше вопросов, по словам эксперта, к механизму обжалования — если камера ошиблась и водитель не согласен с наказанием. Процесс обжалования российских штрафов для россиян понятен и известен. Но как оформлять жалобу на ошибки камеры в Белоруссии — пока вопрос.

«Нумерация статей и разделов кодексов, вероятно, отличаются. Как переводить штраф на другое лицо при наличии такого факта? И обратно — что делать белорусу, если ему придёт ошибочный штраф за нарушение в России. Эти вопросы пока без ответов. Общей базы собственников у государств нет, это тоже осложняет вопрос обжалования», — констатирует эксперт по камерам.

Создание общей базы данных собственников автомобилей — вопрос технический, и со временем его решат. В этом уверен глава общественной организации «Автомобилист» Максим Едрышов. По его словам, такую базу правоохранители создадут быстро, потому что реальное взаимодействием между МВД двух стран идёт полным ходом уже давно.

«Новые изменения нацелены на то, чтобы снизить число нарушений. Как со стороны белорусов в России, так и со стороны россиян в Белоруссии. Такое явление было, и было массовым. Когда люди на иностранных номерах в чужой стране позволяли себе то, что не могли позволить другие, например, выезд на выделенку. И это было безнаказанно. Теперь такое поведение уходит в прошлое. Как только заработает эта система, на дорогах станет безопаснее», — уверен Едрышов.

Штрафами взаимодействие двух стран не ограничится. С 2024 года должна заработать и общая система ОСАГО для России и Белоруссии. Водители смогут оформить полис на две страны, и компенсация ущерба от аварии с машиной на иностранных номерах станет проще.