Без денег от утильсбора: автопром РФ получит значительно меньше господдержки в 2023 году
Российский авторынок в 2022 году рухнул уже на 60,7%: по подсчётам АЕБ, за январь-август в стране было продано всего 410 548 новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей (за первые восемь месяцев прошлого года показатель составил 1 044 766 машин). Проблемы связаны как с нехваткой комплектующих, что не позволяет заводам полноценно возобновить производство, так и с падающей покупательской способностью россиян.
Как правило, деньги на реализацию программ господдержки автопрома РФ выделялись из поступлений от утильсбора: его платят автопроизводители (однако тем, у кого высокий уровень локализации деньги большей частью возвращаются). Сейчас многие иностранные компании не выпускают автомобили в РФ, а также не импортируют их в страну. Часть из них поставила бизнес на паузу, а некоторые, например, Renault, полностью ушли с российского рынка. На сегодняшний день из предприятий иностранных концернов работает и платит сбор только тульский завод китайской марки Haval.
Как сообщает «Коммерсант», в сложившейся ситуации у автопрома не получилось собрать денег себе на господдержку в 2023 году. Так, на программы льготного автокредитования и лизинга сейчас заложено менее 10 млрд рублей (в последние годы сумма традиционно составляла около 15 млрд рублей). В результате господдержка отрасли в следующем году может значительно сократиться, об этом рассказали источники издания, знакомые с ходом подготовки бюджета.
«Сейчас нет подтверждения ранее заложенных на 2023 год средств даже на основную программу льготного лизинга и кредитования. Не говоря уже о средствах на импортозамещение компонентов, о котором говорится в проекте новой стратегии автопрома», — отметил один из спикеров издания. Отметим, ранее предполагалось, что в 2023-ем на льготное автокредитование потратят 13,3 млрд рублей, а на льготный лизинг – ещё 5,1 млрд рублей.
На дату 13 сентября бюджет собрал от утилизационного сбора по всем видам техники 152,6 млрд рублей: это соответствует 28,7% от запланированных на 2022 год доходов по этой статье, предполагалось, что размер поступлений составит 531 млрд рублей, из которых 140,4 млрд рублей должны были быть от импорта машин. Для сравнения, в 2021 году с автомобилей собрали 513,8 млрд рублей, из них от импорта было получено 130,4 млрд рублей (в РФ ввезли 372,7 тыс. машин).
Власти могли бы направить на финансирование программ льготных лизинга и автокредитования те средства утильсбора, которые были собраны от импорта автомобилей. Однако, по данным источников издания, этот вариант пока не нашёл поддержки у тех, кто занимается формированием бюджета. В предыдущие годы для увеличения объёмов средств для госпрограмм чиновники использовали индексацию самого сбора (правда, в 2021-ом правительство очередное повышение так и не согласовало). Сейчас такая мера, скорее всего, не поможет: машины в РФ производят единицы, импорт тоже значительно сократился. Любое увеличение сборов приведёт к росту цены для потребителей, а стоимость машин итак за последнее время ощутимо повысилась.
В прошлом месяце стало известно о подготовке новой стратегии развития автопрома РФ, она рассчитана на срок до 2035 года. В списке основных целей – повышение степени локализации выпускаемых в стране машин: предполагается, что уровень должен быть не менее 80%. В стране хотят создать автокомпонентные производства, выпускать малые дизельные двигатели, автоматические коробки передач, компоненты антиблокировочных систем тормозов, подушки безопасности.
Как правило, деньги на реализацию программ господдержки автопрома РФ выделялись из поступлений от утильсбора: его платят автопроизводители (однако тем, у кого высокий уровень локализации деньги большей частью возвращаются). Сейчас многие иностранные компании не выпускают автомобили в РФ, а также не импортируют их в страну. Часть из них поставила бизнес на паузу, а некоторые, например, Renault, полностью ушли с российского рынка. На сегодняшний день из предприятий иностранных концернов работает и платит сбор только тульский завод китайской марки Haval.
Как сообщает «Коммерсант», в сложившейся ситуации у автопрома не получилось собрать денег себе на господдержку в 2023 году. Так, на программы льготного автокредитования и лизинга сейчас заложено менее 10 млрд рублей (в последние годы сумма традиционно составляла около 15 млрд рублей). В результате господдержка отрасли в следующем году может значительно сократиться, об этом рассказали источники издания, знакомые с ходом подготовки бюджета.
«Сейчас нет подтверждения ранее заложенных на 2023 год средств даже на основную программу льготного лизинга и кредитования. Не говоря уже о средствах на импортозамещение компонентов, о котором говорится в проекте новой стратегии автопрома», — отметил один из спикеров издания. Отметим, ранее предполагалось, что в 2023-ем на льготное автокредитование потратят 13,3 млрд рублей, а на льготный лизинг – ещё 5,1 млрд рублей.
На дату 13 сентября бюджет собрал от утилизационного сбора по всем видам техники 152,6 млрд рублей: это соответствует 28,7% от запланированных на 2022 год доходов по этой статье, предполагалось, что размер поступлений составит 531 млрд рублей, из которых 140,4 млрд рублей должны были быть от импорта машин. Для сравнения, в 2021 году с автомобилей собрали 513,8 млрд рублей, из них от импорта было получено 130,4 млрд рублей (в РФ ввезли 372,7 тыс. машин).
Власти могли бы направить на финансирование программ льготных лизинга и автокредитования те средства утильсбора, которые были собраны от импорта автомобилей. Однако, по данным источников издания, этот вариант пока не нашёл поддержки у тех, кто занимается формированием бюджета. В предыдущие годы для увеличения объёмов средств для госпрограмм чиновники использовали индексацию самого сбора (правда, в 2021-ом правительство очередное повышение так и не согласовало). Сейчас такая мера, скорее всего, не поможет: машины в РФ производят единицы, импорт тоже значительно сократился. Любое увеличение сборов приведёт к росту цены для потребителей, а стоимость машин итак за последнее время ощутимо повысилась.
В прошлом месяце стало известно о подготовке новой стратегии развития автопрома РФ, она рассчитана на срок до 2035 года. В списке основных целей – повышение степени локализации выпускаемых в стране машин: предполагается, что уровень должен быть не менее 80%. В стране хотят создать автокомпонентные производства, выпускать малые дизельные двигатели, автоматические коробки передач, компоненты антиблокировочных систем тормозов, подушки безопасности.