Автомобили без полной оплаты утиля предложили запретить ставить на учет
Новые правила регистрации автомобилей в ГИБДД ужесточат требования к собственникам и списку документов, которые нужны для постановки машины на учет. Это следует из документации к законопроекту об изменениях, который корректирует норму закона о регистрации автомобилей в России, а также закона об ОСАГО.
Документ подготовлен главой комитета по транспорту Евгением Москвичевым («Единая Россия»). Он вступит в силу с 1 марта 2025 года в случае принятия: второе чтение пройдет в ближайшее время и эксперты уверены в его успехе. Что важно знать каждому водителю, который планирует зарегистрировать автомобиль.
Что изменится при регистрации автомобилей в ГИБДД
Согласно предложенным поправкам, главу с перечнем отказов в регистрации автомобиля в Госавтоинспекции предлагается дополнить новым пунктом. Основанием для отказа в постановке на учет или внесения изменений в регистрационные данные в связи со сменой владельца станет «обращение в регистрационное подразделение владельца транспортного средства, не уплатившего утилизационный сбор» в течение положенного срока.
Такое изменение должно появиться в ст. 20 текущего закона «Основания для отказа в совершении регистрационных действий».
ГИБДД начала рассылать письма об аннулированных регистрациях
Речь идет о ситуациях, когда автомобиль ввозят в Россию для перепродажи новому собственнику, но при этом вместо коммерческого утильсбора, который зависит от мощности мотора и может составить от 306 тыс. до 1,25 млн руб., перегонщики платят только 3,4 тыс. руб. То есть по ставке для физлиц, которые ввезли один автомобиль для собственных нужд, оформили его на себя и перепродавать не собираются.
До 2023 года проблем с регистрацией таких автомобилей и уплатой сбора не возникало: разделения на коммерческий утильсблор и сбор для физлиц не существовало. Однако с 29 октября 2023 года вступили в силу очередные изменения в постановление правительства, регулирующее правила уплаты утильсбора. Согласно изменениям, если автомобиль, купленный частным лицом за границей и оформленный им на себя в России, был им перепродан в течение 12 месяцев со дня первоначальной регистрации, это будет считаться коммерческой деятельностью.
В таком случае государство потребует от собственника доплатить разницу в ставке утильсбора для физических или юридических лиц.
За машину с объемом двигателя до 1 литра разница составит 77 800 руб.
За машину с мотором объемом 1-2 литра — 302 600 руб.
За машину с двигателем объемом 2-3 литра — 841 400 руб.
За машину с двигателем более 3,5 литров — 1,25 млн руб.
За электромобиль — 356 600 руб.
Такую же сумму приходится теперь платить и «физику», если в течение 12 месяцев с момента регистрации автомобиля он ввез в страну и оформил на себя еще одну машину. Такие действия государство приравняло к коммерции.
До недавнего времени, как отметили в беседе с Autonews.ru участники рынка и эксперты, в ГИБДД можно было без проблем зарегистрировать такие автомобили. Но в ведомстве уже сейчас начали закручивать гайки. На это указал Анатолий Семенов, заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям.
«Я вижу, что люди просто попадают на какие-то доплаты. Многие покупают в Белоруссии автомобиль — абсолютно законный, растаможенный, но со льготами. И, соответственно, дальше россияне, которые купили этот автомобиль, едут в Россию, пытаются поставить его на учет, а им говорят, что поставить нельзя, потому что нужно доплатить более миллиона российских рублей», — сказал Семенов.
В свою очередь глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин заявил, что с риском остаться без возможности зарегистрировать автомобиль в ГИБДД могут столкнуться все автомобилисты, которые покупали машины с рук или из параллельного импорта.
«Сейчас формально, если при оформлении автомобилей происходит недоплата утильсбора, это выясняет АО ЭПТС. Он приостанавливает действие ЭПТС и требует доплаты утильсбора. Но система работала малоэффективно и МВД и Госавтоинспекции потребовалась своя система по отлову этих автомобилей, на которые не доплатили «утиль», — сказал Шапарин.
Обнаружить в системе автомобили с недоплаченным утилем, по оценке Шапарина, очень легко.
«Отследить автомобиль и оплаты можно через базу таможенников и ставить машину на учет даже приехавшую нужно будет только после оплаты Таможенного приходного ордера (ТПО). Механика очевидна. Риски грозят владельцам всех автомобилей, которые сменили собственников в течение одного года. И такие же риски существуют для автомобилей, которые заехали с недоплаченным утильсбором. Схем таких очень много, не все собственники даже знают о том, что их машины ввезли с заниженным утильсбором, но проблемы с этими автомобилями будут именно у конечных собственников», — предупредил Шапарин.
Чтобы избежать проблем с регистрацией в Госавтоинспекции, эксперт посоветовал всем покупателям автомобилей на вторичном рынке, а также из параллельного импорта проверять схемы, по которым машина попала в страну.
«Каждый, кто покупает б/у автомобиль, должен проверять все документы, утильсборы еще до покупки машины. Ведь если отдать деньги за машину, получается, что поезд ушел. О проблеме можно узнать только в ГИБДД, а продавца уже не найти и договора купли-продажи с ним так просто не расторгнуть. Только долго и мучительно через суд. Главный документ для таких машин — это не ЭПТС или СТС, а таможенные документы», — дал совет эксперт.
В пресс-службе АО «Электронный паспорт» в ответ на запрос Autonews.ru ранее уже предупреждали автомобилистов о возможных проблемах из-за неоплаты утильсбора в полном объеме. Там сообщали: в случае обнаружения таможенными или налоговыми органами нарушений при уплате утилизационного сбора соответствующая информация предоставляется администратору СЭП (системы электронных паспортов) для аннулирования электронного паспорта.
«Согласно решению Евразийской экономической комиссии № 122, «аннулированный» — присваивается электронному паспорту, в отношении которого администратором проведено аннулирование на основании сведений органов (организаций) государств-членов, уполномоченных на взимание утилизационного сбора, в соответствии с которыми не выполняются условия статуса «действующий». Изменение статуса «аннулированный» на иной осуществляется в случае устранения причин, послуживших основанием для присвоения электронному паспорту статуса «аннулированный», — объяснили в ЭПТС.
Что еще изменит законопроект
Эти же поправки предполагают еще ряд изменений при регистрации автомобилей. К примеру, собственники получат возможность быстро прекратить регистрацию автомобиля в ГИБДД, если машину угонят. Сейчас, согласно законодательству, снять машину с учета владелец может лишь по истечении десяти дней с момента ее продажи. Если автомобиль угоняют, его нужно объявлять в розыск, а чтобы снять с учета, предварительно нужно сообщать об этом в различные инстанции — например, работодателю и налоговым органам. То есть нужно подтвердить фактическое отсутствие автомобиля. Теперь же в ГИБДД достаточно будет сообщить, что автомобиль в розыске, и машину снимут с учета сразу же после получения заявления и его проверки.
Документ подготовлен главой комитета по транспорту Евгением Москвичевым («Единая Россия»). Он вступит в силу с 1 марта 2025 года в случае принятия: второе чтение пройдет в ближайшее время и эксперты уверены в его успехе. Что важно знать каждому водителю, который планирует зарегистрировать автомобиль.
Что изменится при регистрации автомобилей в ГИБДД
Согласно предложенным поправкам, главу с перечнем отказов в регистрации автомобиля в Госавтоинспекции предлагается дополнить новым пунктом. Основанием для отказа в постановке на учет или внесения изменений в регистрационные данные в связи со сменой владельца станет «обращение в регистрационное подразделение владельца транспортного средства, не уплатившего утилизационный сбор» в течение положенного срока.
Такое изменение должно появиться в ст. 20 текущего закона «Основания для отказа в совершении регистрационных действий».
ГИБДД начала рассылать письма об аннулированных регистрациях
Речь идет о ситуациях, когда автомобиль ввозят в Россию для перепродажи новому собственнику, но при этом вместо коммерческого утильсбора, который зависит от мощности мотора и может составить от 306 тыс. до 1,25 млн руб., перегонщики платят только 3,4 тыс. руб. То есть по ставке для физлиц, которые ввезли один автомобиль для собственных нужд, оформили его на себя и перепродавать не собираются.
До 2023 года проблем с регистрацией таких автомобилей и уплатой сбора не возникало: разделения на коммерческий утильсблор и сбор для физлиц не существовало. Однако с 29 октября 2023 года вступили в силу очередные изменения в постановление правительства, регулирующее правила уплаты утильсбора. Согласно изменениям, если автомобиль, купленный частным лицом за границей и оформленный им на себя в России, был им перепродан в течение 12 месяцев со дня первоначальной регистрации, это будет считаться коммерческой деятельностью.
В таком случае государство потребует от собственника доплатить разницу в ставке утильсбора для физических или юридических лиц.
За машину с объемом двигателя до 1 литра разница составит 77 800 руб.
За машину с мотором объемом 1-2 литра — 302 600 руб.
За машину с двигателем объемом 2-3 литра — 841 400 руб.
За машину с двигателем более 3,5 литров — 1,25 млн руб.
За электромобиль — 356 600 руб.
Такую же сумму приходится теперь платить и «физику», если в течение 12 месяцев с момента регистрации автомобиля он ввез в страну и оформил на себя еще одну машину. Такие действия государство приравняло к коммерции.
До недавнего времени, как отметили в беседе с Autonews.ru участники рынка и эксперты, в ГИБДД можно было без проблем зарегистрировать такие автомобили. Но в ведомстве уже сейчас начали закручивать гайки. На это указал Анатолий Семенов, заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям.
«Я вижу, что люди просто попадают на какие-то доплаты. Многие покупают в Белоруссии автомобиль — абсолютно законный, растаможенный, но со льготами. И, соответственно, дальше россияне, которые купили этот автомобиль, едут в Россию, пытаются поставить его на учет, а им говорят, что поставить нельзя, потому что нужно доплатить более миллиона российских рублей», — сказал Семенов.
В свою очередь глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин заявил, что с риском остаться без возможности зарегистрировать автомобиль в ГИБДД могут столкнуться все автомобилисты, которые покупали машины с рук или из параллельного импорта.
«Сейчас формально, если при оформлении автомобилей происходит недоплата утильсбора, это выясняет АО ЭПТС. Он приостанавливает действие ЭПТС и требует доплаты утильсбора. Но система работала малоэффективно и МВД и Госавтоинспекции потребовалась своя система по отлову этих автомобилей, на которые не доплатили «утиль», — сказал Шапарин.
Обнаружить в системе автомобили с недоплаченным утилем, по оценке Шапарина, очень легко.
«Отследить автомобиль и оплаты можно через базу таможенников и ставить машину на учет даже приехавшую нужно будет только после оплаты Таможенного приходного ордера (ТПО). Механика очевидна. Риски грозят владельцам всех автомобилей, которые сменили собственников в течение одного года. И такие же риски существуют для автомобилей, которые заехали с недоплаченным утильсбором. Схем таких очень много, не все собственники даже знают о том, что их машины ввезли с заниженным утильсбором, но проблемы с этими автомобилями будут именно у конечных собственников», — предупредил Шапарин.
Чтобы избежать проблем с регистрацией в Госавтоинспекции, эксперт посоветовал всем покупателям автомобилей на вторичном рынке, а также из параллельного импорта проверять схемы, по которым машина попала в страну.
«Каждый, кто покупает б/у автомобиль, должен проверять все документы, утильсборы еще до покупки машины. Ведь если отдать деньги за машину, получается, что поезд ушел. О проблеме можно узнать только в ГИБДД, а продавца уже не найти и договора купли-продажи с ним так просто не расторгнуть. Только долго и мучительно через суд. Главный документ для таких машин — это не ЭПТС или СТС, а таможенные документы», — дал совет эксперт.
В пресс-службе АО «Электронный паспорт» в ответ на запрос Autonews.ru ранее уже предупреждали автомобилистов о возможных проблемах из-за неоплаты утильсбора в полном объеме. Там сообщали: в случае обнаружения таможенными или налоговыми органами нарушений при уплате утилизационного сбора соответствующая информация предоставляется администратору СЭП (системы электронных паспортов) для аннулирования электронного паспорта.
«Согласно решению Евразийской экономической комиссии № 122, «аннулированный» — присваивается электронному паспорту, в отношении которого администратором проведено аннулирование на основании сведений органов (организаций) государств-членов, уполномоченных на взимание утилизационного сбора, в соответствии с которыми не выполняются условия статуса «действующий». Изменение статуса «аннулированный» на иной осуществляется в случае устранения причин, послуживших основанием для присвоения электронному паспорту статуса «аннулированный», — объяснили в ЭПТС.
Что еще изменит законопроект
Эти же поправки предполагают еще ряд изменений при регистрации автомобилей. К примеру, собственники получат возможность быстро прекратить регистрацию автомобиля в ГИБДД, если машину угонят. Сейчас, согласно законодательству, снять машину с учета владелец может лишь по истечении десяти дней с момента ее продажи. Если автомобиль угоняют, его нужно объявлять в розыск, а чтобы снять с учета, предварительно нужно сообщать об этом в различные инстанции — например, работодателю и налоговым органам. То есть нужно подтвердить фактическое отсутствие автомобиля. Теперь же в ГИБДД достаточно будет сообщить, что автомобиль в розыске, и машину снимут с учета сразу же после получения заявления и его проверки.